Комбайн СК-6 «Колос» в фермерских хозяйствах

Комбайн СК-6 «Колос» был создан в середине 70-х годов прошлого столетия. Для своего времени – это была перспективная сельскохозяйственная зерноуборочная машина, которая распространялась государственным комитетом «Сельхозтехника» по всей территории СССР. В статье расскажем про комбайн Колос, рассмотрим его производственные характеристики.

Назначение и область применения СК-6 «Колос»

Комбайн СК-6 «Колос» выпускался на Таганрогском комбайновом заводе, его основное назначение – это уборка зерновых, зернобобовых и риса. Поэтому завод при реализации поставлял (по специальному заказу) разные ходовые мосты:

  • колесный, основной тип движителя, применялся для уборки большинства видов зерновых;
  • полугусеничный – этот тип движителя применялся на рисовых чеках Ростовской области и Краснодарского края;
  • гусеничный – этот движитель предлагался для рисовых полей хозяйств Средней Азии, а также экспорта во Вьетнам, Лаос и Камбоджу.

Совет #1. Сегодня можно приобрести только бывший в эксплуатации комбайн СК-6 «Колос», многих пугает, что завод прекратил их выпуск уже более 12 лет. На самом деле запасные части для этой машины имеются в достаточном количестве. Цена на них весьма невелика, так как многие были выпущены еще в период СССР.

Сборочный цех Таганрогского комбайнового завода
Сборочный цех Таганрогского комбайнового завода. Видно, как выполняется сборка машин. В других цехах собирались жатки и копнители. Потом техника комплектовалась по нескольким схемам в зависимости от региона, куда их направляли.

Особенности реализации комбайна СК-6 «Колос»

Зерноуборочный комбайн СК-6 «Колос» стал первой уборочной машиной, которую экспортировали за рубеж. Кроме стран Юго-Восточной Азии его приобретали Сирия, Ирак, Иран, КНР, Монголия и другие. В тот период Госкомсельхозтехника организовала большое количество сервисных центров, которые получали запасные части и агрегаты.

Практически в каждом районе имелось предприятие, которое могло провести не только текущий ремонт. Капитальный ремонт и полное переоборудование выполнялось в самые кратчайшие сроки. Практически везде комбайны СК-6 «Колос» ремонтировались в первую очередь. Даже в республиках Средней Азии, где доминирующей сельскохозяйственной культурой был хлопок, ремонт зерноуборочной техники выполнялся в первую очередь. Объяснялся такой подход довольно просто – хлеб всему голова.

После переоборудования комбайн СК-6 «Колос» справляется с уборкой кукурузы. Постановка его на полу- и гусеничный ход дает возможность успешно убирать рис. После небольших доработок жаток можно выполнять уборку гречиху, сою и другие крупяные культуры. Читайте также статью: → «Комбайны фирмы Клаас для фермеров и фермерских хозяйств».

Возможные ошибки при приобретении комбайна СК-6 «Колос»

  • За свою историю выпуска были три основные модификации комбайна. Сначала его выпускали с одним молотильным барабаном. Потом с 1979 по 1984 гг. выпускалась модель (СК-6-II). На ней были установлены два молотильных барабана. С 1985 г. завод начал выпускать снова однобарабанную модель (СК-6А). Некоторые покупатели узнают об особенностях молотильно-сепарирующего устройства только после приобретения комбайна. Потом ищут замену бильных барабанов.
  • Некоторые покупатели ищут дизельный двигатель СМД-64, который устанавливался на базовой модели. Сегодня есть лучшая замена. Это ЯМЗ-236 (185 л.с.) или ЯМЗ-238 (300 л.с.). У ЯМЗ-236 наблюдается некоторый дефицит мощности, но как показывает практика, при эксплуатации комбайна на ровных полях большой протяженности этот недостаток заметен мало. Поэтому желательно комплектовать дизелем ЯМЗ-238, здесь имеет солидный запас мощности.
  • Жители Сибири иногда комплектуют имеющиеся комбайны дизелем А-01М, Алтайского моторного завода. К сожалению, мощности этого дизеля (130 л.с.) крайне недостаточно для нормального функционирования всех агрегатов.
Общий вид зерноуборочного комбайна СК-6 «Колос»
Общий вид зерноуборочного комбайна СК-6 «Колос». Этот комбайн был выпущен под номером 00001. Через десять лет после начала эксплуатации его вернули на завод, выполнили капитальный ремонт и установили на постамент перед входом на ОАО «Таганрогский комбайновый завод».

Кабина комбайна СК-6 «Колос»

В свое время этот комбайн считался основным на всех полях. Особенно ценили его высокую производительность и надежность. Здесь впервые полностью закрыли кабину и установили увлажнитель воздуха. По замыслу конструкторов при распылении влаги можно снизить температуру внутри кабины, что актуально в жаркий летний день.

К сожалению, эти распылители оказывались неэффективными в местах, где температура воздуха поднималась свыше +40°С (Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область, республики Средней Азии). Поверхность металла нагревалась свыше 80°С, рука без перчатки не могла их касаться. Комбайнеры снимали увлажнитель, а также все стекла. Оставляли только оригинальные жалюзи. Они снижали интенсивность солнечного облучения.

Вид из кабины комбайна «СК-6 «Колос»
Вид из кабины комбайна «СК-6 «Колос». Комбайнер видит работу жатки, справа приборная доска, где видны показатели приборов, контролирующих ход уборки. Управление, подобно тому, что и на легковом автомобиле.

В Ташкентском институте инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства в середине восьмидесятых годов были проведены научно-исследовательские работы по созданию малогабаритного кондиционера для кабины комбайна. Тогда впервые сумели создать небольшой кондиционер, который даже в пик жары мог поддерживать внутри температуру 22…25°С.

Эту разработку приняли на внедрение на заводе-производителе. Была выпущена небольшая партия машин для среднеазиатского региона. В таблице показаны результаты по эффективности использования кондиционера в условиях жаркого климата, полученные в САМИС (Средне-Азиатская машинно-испытательная станция, 1989 г.).

Показатели эффективности Численные значения
Без кондиционера С кондиционером
Продолжительность смены в июле 1986 г. 6 9,5
Убрано прямым комбайнированием, га/смену 34 52
Отгружено зерна, т/смену 108,8 176,8
Удельный расход топлива, кг/т 9,4 8,9

Совет #2. Для создания комфортных условий в кабине комбайна можно приобрести автомобильный кондиционер. Появится дополнительная операция в регламенте обслуживания – это замена фильтра кондиционера. Небольшой объем кабины будет охлажден до приемлемой температуры, влажность воздуха будет ниже 60 %. Привод от ВОМ коробки передач.

Оптимизация параметров кабины комбайна СК-6 «Колос» по снижению шума и вибрации

Другое направление исследований было направлено на снижение шума и вибрации в кабине комбайна. Оказалось, что размещение кабины в середине машины, концентрирует шум от двигателя. Вибрация также передается на сидение и руль. На первых комбайнах водители жаловались на быстрое утомление от вредного влияния этих факторов. Читайте также статью: → «Применение комбайна Вектор для уборки культур, производственные характеристики и модификации».

Опытно-конструкторские разработки по снижению утомляемости водителей комбайнов выполнялись в Азово-Черноморский институт механизации сельского хозяйства и Волгоградском СХИ. Две группы исследователей шли разными путями, чтобы снизить уровень шума:

  • изменение конструкции установки кабины на сельхозмашине (АЧИМСХ);
  • установка панелей для снижения уровня шума, а также амортизирующая подвеска сидения механика водителя (ВСХИ).

Обе работы вылились в интересные результаты, их свели в таблицу:

Показатели Численные значения
До модернизации Модернизация АЧИМСХ Модернизация ВСХИ
Шум на уровне головы водителя, дБ 87 64 57
Вибрация с частотой 20 Гц, (амплитуда, мм) 2,5 0,3 0,8
Вибрация с частотой 70 Гц, (амплитуда, мм) 2,3 0,2 0,6

Результаты исследований были реализованы в конструкциях комбайнов, выпускаемых после 1987 г. В дальнейшем их использовали при изготовлении других видов сельскохозяйственных машин. В частности, современные комбайны «Полесье» и «Енисей» используют идеи, примененные впервые на СК-6 «Колос».

При покупке комбайна некоторые фермеры заменяют эластичную подвеску с использованием пружин на жесткое соединение кабины болтами к корпусу. В результате получают высокий уровень шума и вибрации в кабине.

Модернизированная кабина комбайна
Модернизированная кабина комбайна СК-6 «Колос» на производственных испытаниях в 1985 г. Видно, что сзади имеется звукоизоляционные панели, снижающие уровень шума в кабине.

Общее устройство комбайна СК-6 «Колос»

У комбайна СК-6 использована классическая схема выполнения производственного процесса уборки. Как и другие отечественные зерноуборочные сельхозмашины, он может выполнять сбор хлеба:

  • прямым комбайнированием, когда процесс скашивания сопровождается подбором и обмолотом зерновой массы;
  • раздельным комбайнированием, когда сначала скашивается зерно в валок, там оно просушивается и дозревает, используя соки от стеблей, а потом подбирается подборщиком и обмолачивается.
Устройство комбайна СК-6 «Колос»
Устройство комбайна СК-6 «Колос»: 1 – режущий аппарат (косилка); 2 – эксцентричное мотовило; 3 – шнековый транспортёр, собирающий зерновую массу к центру жатки; 4 – наклонный транспортёр, направляющий массу на обмолот; 5 – приёмный битер, растягивающий стебли для лучшего обмолота; 6 –молотильный барабан бильного типа; 7 – выгрузной зерновой шнек; 8 – зерновой бункер; 9 – отбойный битер, направляющий колоски на щелевую деку; 10 – зерновой элеватор подачи зерна в бункер;11 – шнековый колосовой элеватор; 12 – двигатель СМД-64; 13 – пятиклавишный соломотряс; 14 – пресс-соломонабиватель; 15 – автоматический копнитель; 16 – задний мост управляемых колёс; 17 – нижняя решётка; 18 – вентилятор очистки зерновой массы; 19 – передний мост ведущих колёс; 20 – грохот отсева пыли; 21 – щелевая дека.

Данный комбайн комплектуется жатками с разной шириной захвата. От 3200 мм до 7000 мм. Наибольшее применение нашли жатки с шириной захвата 6000 мм. Оказалось, что именно с этой жаткой достигнуты лучшие результаты по эффективности использования комбайна. В таблице показаны сравнительные характеристики эффективности уборки пшеницы, полученные по результатам производственной проверки на машинно-испытательной станции Ростовской области в 1988 г.

Показатели эффективности Ширина захвата жатки, м
3,2 3,6 5,0 6,0 7,0
Удельный расход топлива при скашивании пшеницы, кг/га 12,3 11,4 9,6 8,7 7,8
Расход топлива при прямом комбайнировании, кг/т 9,8 9,3 8,7 8,4 8,6

Следует отметить, что при испытаниях скорость перемещения выбиралась близкой к оптимальной, чтобы молотильно-сепарирующее устройство обеспечивало минимум потерь зерна. Урожайность составляла 42…46 ц/га. Со всеми жатками работали одни и те же механики-водители. Они только ежедневно пересаживались с одного комбайна на другой. Всего в испытании участвовали пять комбайнов и пять комбайнеров.

Преимущества и недостатки комбайна СК-6 «Колос»

Как уже отмечалось, этот комбайн уже не выпускается, поэтому многие фермеры не решаются приобретать эту машину для собственного производства. Чтобы понять, насколько эти страхи оправданы, нужно рассмотреть имеющиеся плюсы и минусы от приобретения комбайна.

Вид зерноуборочного комбайна со стороны копнителя
Вид зерноуборочного комбайна со стороны копнителя. На фото виден копнитель объемом 5 куб. м.

Преимущества:

  • комбайны, предлагаемые на реализацию, имеют крайне невысокую цену, которая в десятки раз ниже, чем на другие аналогичные машины подобного назначения, которые выпускаются в настоящее время;
  • у комбайна использован двойной бункер для зерна, что позволяет не останавливаться для его выгрузки в мобильный транспорт (автомобили и тракторные тележки);
  • имеется солидный запас запасных частей и целых агрегатов по невысокой цене, ремонт комбайна не станет дорогим;
  • кабина комбайна может быть дооборудована при небольших дополнительных затратах, комфортные условия в ней создать проще, чем многих других комбайнов;
  • имеются автоматические устройства, показывающие уровень заполнения зернового бункера;
  • автомат на копнителе самостоятельно разгружается;
  • высокая надежность комбайна отмечена во многих комментариях на форумах, машины, изготовленные еще в начале семидесятых годов прошлого века, эффективно используются в фермерских хозяйствах. Читайте также статью: → «Комбайн «Дон 1500» в фермерском хозяйстве».

Недостатки:

  • у комбайна плахой задний обзор, поэтому нужно устанавливать выносные боковые зеркала для маневров задом, правда, появление мобильной связи помогает перемещаться назад, если есть помощник, который контролирует движение;

Совет #3. В продаже имеются камеры заднего вида для автомобилей. Их можно использовать на комбайне. Световая рамка позволит ориентироваться в сложных условиях движения на задней передаче.

  • платформа для обслуживания дизеля маловата по площади;
  • комбайн легко движется по ровным полям, на склонах имеется явный недостаток мощности, который устраняется установкой современного дизеля ЯМЗ-238;
  • для обслуживания требуется специальная подготовка комбайнера.

Преимущества существенно перевешивают недостатки. Поэтому этот комбайн во всех модификациях еще может послужить современным фермерам.

Запись размещена в разделах:
Агротехника
Фермерство